Леток > История, обычаи, поверья > Пахомий Великий

Пахомий Великий

Первые египетские иноческие обители не были еще монастырями в современном понимании этого слова, т.к. не имели своих строгих и твердо установленных правил общежития. Основателем правил и монастырского монашеского общежития и стал Пахомий Великий, младший современник Антония Великого.

Родился Пахомий в 292 г. в Верхнем Египте, южнее Фив, в окрестностях Есне. Его состоятельные родители были язычниками, однако своим детям они дали образование. Пахомий умел читать и писать, однако он не знал ни греческого, ни латинского языков. В 315 г. Пахомия призвали в римскую армию, но отряд в котором он состоял, успел дойти лишь до Антиноя (город на правом берегу Нила). Нужда в солдатах отпала и их всех распустили по домам. Однако в армии он познакомился с христианским учением, крестился и посвятил себя аскетической жизни. Три года он прожил в заброшенном храме Сераписа вблизи селения Шенесит. Пропитание добывал своим трудом, выращивая овощи. Спустя три года он узнал, что напротив Дендеры, на правом берегу Нила, расположен скит старца-отшельника Паламона.

Пахомий отправился к Паламона, чтобы стать его учеником. Старец постарался отговорить Пахомия, описывая его будущую жизнь: "Во всякое время мы бодрствуем половину ночи, размышляя о слове Божием; очень часто мы остаемся с вечера до утра работать своими руками, делать веревки, чтобы бороться со сном и снабжать себя тем, что нужно для поддержания нашего тела. То, что остается сверх нашей нужды, мы отдаем бедным. Что же касается того, чтобы есть масло или что-нибудь вареное, пить вино, мы не знаем, что это значит. Мы постимся всякий день до вечера в продолжении летнего времени, а зимою мы постимся по два дня подряд или по три. Правило общих молитв - шестьдесят раз молиться днем и шестьдесят раз ночью, кроме тех молитв, которые мы творим каждое мгновение и счета которым не ведем". Однако Пахомий отвечал, что готов исполнить все это. Паламон принял его после трехмесячных испытаний. Под его руководством Пахомий прошел суровую школу аскетического служения. Пахомий прожил с Паламоном около семи лет, проводя все время в трудах и молитве.

Однажды он оказался среди развалин селения Тавенниси в Тентирском округе, где еслышал голос: "Пахомий, подвизайся и пребывай на этом месте; построй себе обитель, и множество людей придут к тебе, чтобы сделаться монахами около тебя". Пахомий рассказал об услышанном Паламону и тот благословил его на строительство нового монастыря.

В 325 году он создает монастырь на одном из островов Нила, позже вокруг возникли еще пять монастырей, в одном из которых была настоятелем его сестра. Пахомий руководил монастырями и впервые сформулировал келлиотский устав (живущий своим трудом) на основе завета апостола Павла "Кто не работает, тот не должен есть".

Монастырские хозяйства, живущие по келлиотскому уставу, должны были обеспечивать себя воском для свечей. Вполне возможно, что Пахомием были созданные свои пасеки при монастырях, учитывая традиционность пчеловодства в Египте.

В построенной им новой обители заботились о больных иноках, а служил им и сам преподобный Пахомий. Каждый монах в обители занимался какой-либо работой – послушанием. Святой Пахомий был того мнения, что всякое "послушание" в обители, исполняемое с усердием, доставляет иноку награду не ниже той, какую получит монах, если будет ревностно поститься, бодрствовать и молиться Богу. От всякого инока, вне зависимости от должности, требовалось полное подчинение и безусловное, точное исполнение устава. Это было главным отличием жизни киновии (общежительного монастыря) от жизни отшельнической.

Слух о благочестии и мудрости св. Пахомия стал быстро распространяться по Египту. Его обитель стала пополняться иноками. Первым стал его брат Иоанн. Пахомий установил для них правила, предписав всем единообразие в одежде и пище. Позже, неподалеку (в Пебоу), Пахомий основал монастырь, затем еще несколько монастырей, в окрестностях Ахмина и Есне. Их число при жизни Пахомия достигло девяти. Во всех монастырях был одинаковый образ жизни, подчиненный одним и тем же правилам. Общее управление монастырями осуществлялось Пахомием из Пебоу.

Слава о подвигах преподобного Пахомия распространилась по Египту, достигнув, наконец, и его родной семьи. Сестра подвижника Мария, которая также стала христианкой и осталась девой, пришла в обитель, чтобы увидеть брата. Однако преподобный не пожелал встретиться с ней, передав через монаха благословение проводить монашескую жизнь недалеко от прославленной обители.

Мария основала на другом берегу Нила женский монастырь, духовное руководство которым осуществлял преподобный Пахомий. Жизнь инокинь, пища, правила общежития, одежда практически не отличались от принятых в мужском монастыре. Монахини также неустанно трудились и даже помогали мужской обители.

Пахомий создал общие строгие правила, разработал первый в истории монастырский устав, который подробно регламентировал всю монашескую жизнь. Пахомий одинаково осуждал как небрежность и лень, так и чрезмерную ревность и непосильные труды и подвиги: «Ты должен исполнять монастырское правило. Когда зовут на трапезу, ешь с братией предлагаемое; ешь же в меру, чтобы тело твое, отяжелев, не воздвигло на тебя брани, но и не очень мало, чтобы оно не ослабело от труда», говорил он одному иноку, который постился более других и в душе превозносился этим.

До самой своей смерти Пахомий показывал братии пример подвижничества и работал наравне со всеми. Труд был обязателен для всех, однако достоинства монаха определялись не только его трудолюбием. Пахомий старался искоренить в братьях грех тщеславия. Однажды один монах захотел заслужить похвалу Пахомия, с особым рвением работая и сплел вместо одной рогожи две. Узнав об этом, Пахомий сказал братии: "Взгляните на этого несчастного брата! Он потерял сегодняшний труд, так как возлюбил славу от людей более, чем славу от Бога; он сам себя утомил и душу свою лишил всякого успеха и прибыли". Чтобы исцелить душу этого инока, Пахомий велел ему безвыходно сидеть в келье и плести каждый день по две рогожи вместо одной, чтобы он делал всегда по обязанности то, что он прежде делал из тщеславия.

Пахомий хотел, чтобы иноки предавались строгим подвигам по собственному влечению, а не по принуждению. Однажды после долгого отсутствия он возвратился в обитель, где обычно жил. Один молодой монах при встрече пожаловался ему, что с самого дня его отъезда им не давали горячей похлебки. Пахомий отправился в поварню, где застал поваров за плетением рогож. Он спросил главного повара: "С какого дня ты не готовил похлебку для братии?" Тот отвечал, что уже два месяца. "Почему ты так поступал, когда устав повелевает давать похлебку братии по субботам и воскресениям’’ - спросил Пахомий. Повар сказал, что братия решила больше не есть похлебки из любви к подвигам, довольствуясь небольшим количеством овощей и масла. Доставляя братии на трапезу одни овощи и маслины, повара занялись плетением рогож, приготовив за два месяца 500 штук. Пахомий велел сжечь эти самовольно приготовленные рогожи, а поварам строго выговорил за отступление от устава.

Одним из главных обетов Пахомия была нестяжательность. Монахи не должны были иметь ничего собственного. Вступающим в общину монахам не дозволялось приносить никакого имущества в монастырь, даже одежда вновь прибывавших раздавалась нищим. Считалось преступлением, если кто из братии сберегал у себя хотя бы самую малую монету. Все необходимое для жизни иноки получали из общих средств монастыря.

За свою святую жизнь Пахомий удостоился дара чудотворения. Злой дух хотел искусить Пахомия самой святостью его жизни и, приняв вид Христа, явился к нему со словами: «Радуйся, Пахомий, ты так угодил мне, что я, сам Христос, пришел к тебе!» Пахомий начал рассуждать: «Христово пришествие не таково. Оно приносит радость, а я теперь страшусь; нет, это не Христос», оградил себя крестным знамением и сказал: «Отойди от меня, дух злобы», и мгновенно призрак исчез.

Пахомий скончался на 57 году своей жизни, в 348 г. Монашеское общежития уже получило прочное основание, а в созданных им монастырях на то время проживало около 7000 монахов. Через сто лет их насчитывалось 50 000. В монастыри уходили не только мужчины, но и женщины, а устроительницей первых женских обителей стала сестра Пахомия.

Празднование дня святого Пахомия отмечается 15(28) мая.




© 2015- 2017 - 2019 Леток