()

Леток > История, обычаи, поверья > Православный месяцеслов

Православный месяцеслов

(даты в скобках — по старому стилю)

7 января (25 декабря) — Рождество Христово

Все садились за общий стол и ели из чаши кутью, которую подавали с медом и изюмом.

Примечали:
на Рождество метель — пчелы будут хорошо роиться.

8 января (26 декабря) - второй день праздника Рождества Христова

Роженицы и бабки-повитухи собирались во время богослужения в церкви перед иконой Божией Матери, называемой «Блаженное чрево». Отслужив молебен, роженицы приглашали повитух «на кашу», приготовленную по определенному рецепту. Также полагалось посетить бабку-повитуху с детьми, которых она в свое время приняла, и оказать ей посильную помощь: воды принести, дров наколоть. После этих хлопот ребята усаживались за стол и хозяйка выставляла горшок каши, обязательно сдобренной медом.

17 января (4 января) — день преподобномученика Зосимы-пчельника

В этот день загадывали на будущий год об урожае мёда:
- Если снег на деревьях сучья гнет, то летом пчёлы много мёда принесут и хорошо роиться будут.

По приметам, если снег на деревьях гнёт сучья – летом пчёлы роиться будут.

В народном календаре Зосима Пчёльник – последний день для святочных гаданий и подходящий для изгнания чёрта. В старину этим занималась вся деревня. Крестьяне ходили от одного двора к другому и кричали:
«Гоним нечистого, снегом скрытого, вольного в этот день не только на своём болоте страх на всё живое наводить, но и среди людей добро со злом мешать, скатывать любовь с белой горы, в сердце человека сомненье вселять, тяготу. Выходи, сила нечистая!»

19 января (6 января) — Крещение

- Метель — к сильному роению пчел.

Если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идет снег, от пчел получится много роев.

4 февраля (22 января) — Тимофей-полузимник

По обычаю, в этот день проверяли пчел в омшанике:
- Если они в улье жужжат еле слышно, значит хорошо переносят зиму
- напротив, беспокойное гудение свидетельствует о неблагополучии в пчелиной семье.

14 марта (1 марта) — Евдокия

Слушают пчел в омшанике.

Если на Евдокию курица у порога воды напьется, весна будет благоприяной для пчел.

- Ранний расплод - хороший год.
- Если лужи воды у порога, пасечники в меду купаться будут.

На Благовещенье (7 апреля) - отбивай омшаник, доставай ульи, выноси пчел

- Весна красна — ранний вылет пчел.

17 апреля (30 апреля) — Зосима (Зосим Соловецкий, Зосима Пчельник)

Во многих местностях России к дню памяти Преподобного Зосимы Пчельника (как и ко дню Святого Пуда) приурочивалась выставка из омшаников ульев с пчелиными семьями: «На Зосиму Пчельника расставляй улья на пчельнике».

Вынутых пчел из омшаника пчельники расставляют в пасеках, а поселяне иначе не принимались за это дело, как по совершении молебствий святым Зосиме и Савватию.

Вывозили ульи на пасеку с приговорами:
«Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, принеси мед в свои ульи»

Посреди пасеки, среди выставленных ульев, ставили накрытый чистой скатертью стол, на него - хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной заутрени свечу, молились святым Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляли ее освященной водой.

Приметы:
- На какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош
Если пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся, если нет — вишен не будет

- Мало убыли в пчелах (по выставке из омшаника) - к урожаю гречи, и наоборот, много убыли - греча не родится

28 апреля (15 апреля) — Пуд-пчельник

Пчеловоды осматривали пасеки, выставляли пчел для облета, осматривали омшаники. Слушали пчелу в ульях: начала ли гудеть пчела.

На юге в обычае выставлять в это время пчёл из зимних помещений на вольный воздух.

Поговаривали:
- «На день святого Пуда вынимай пчёл из-под спуда»
- «На святого Пуда доставай пчел из-под спуда».

30 апреля (17 апреля) — Зосима Соловецкий, Зосима-пчельник

В этот день в церквях служились молебны святому Зосиме, а пчеловоды несли в храм медовые соты для освящения.

В некоторых местах России на Зосиму Соловецкого пасечники кормили пчел просфорой, освященной накануне Благовещения (Богоявления), будто бы по примеру самого преподобного Зосимы, чтобы всегда быть с медом. Этот обычай связывался с преданием, согласно которому сам Зосима именно так и поступал и получал много меда.

К этому дню, как и ко дню святого Пуда, приурочивали выставку пчел:
«На Зосиму-пчельника расставляй ульи из пчельника». Ульи выносили из омшаника на вольный воздух, осматривали и открывали. С колод и бортей снимали зимнее утепление.

После этого над дверью, через которую вносят на пасеку ульи, вбиваюли кол и произносили:
- «Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, приноси мед в свои ульи. Как осетр-рыба бежит в море, так моя бы пчела ко мне, рабу божию, летала на пасеку. Как из столбовых рек и протоков бежит сильная рыба в море, так бы ко мне, рабу божию, моя пчела летала со всех круговерхов, из темных лесов, с лугов, с болот, с топей, с черных грязей, из чистого поля, набравшись, напившись желтыми восками, садились в свои ульи со всем смиренством, с плодом и с повозом, господу богу на славу, а мне, рабу божию, в пожиток, во веки веков, аминь».

Открыв летки, говорили:
- «Как океан-море из всех рек и протоков собирается и силен бывает, как полая вода дюжа и сильна бывает, ломает лес и урывает берега, несется через острова и кусты, зеленые луга и болота заливает, так бы у меня, раба божия, пчела в пасеке сильна и дюжа была, несла мед со всех четырех сторон, с лугов, с топей, черных грязей, из чистого поля, из темных лугов и от синего моря и со всякого цвета, завела б себе детей, отпущала б сильные рои, работала б сама себе, в люди не ходила б и к себе чужую не пущала б, со всех сторон четырех оборонялась»

А от нападения чужой пчелы поступали так: делали из осинового дерева три кола и, перекрестясь, вколачивали их посреди пасеки, потом, положив в них веник, говорили:
- «Садитесь, чужие пчелы, на осиновые колы и на веник и отсюда не отходите».

Потом, помолясь Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, кропили ее освященной водой.

30 апреля на Зосиму-пчельника семьи вывозили на пасеку, посреди нее ставили накрытый чистой скатертью стол, на него - хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной заутрени свечу, молились святым Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой, окропляли ее освященной водой.

Посреди пасеки ставили стол, застеленный чистой белой скатертью, и выставляли на него хлеб-соль, богоявленскую (крещенскую) воду, свечу от пасхальной утрени и горшок с горячими углями.

На одном из ульев ставили образ святого Зосимы, молились святым Зосиме и Савватию. Затем зажигали свечу и с молитвой обходили с ней пасеку, окропляя ее крещенской (освященной) водой.

Приметы:
- Мало убыли в пчелах (по выставке из омшаника) — к урожаю гречихи, и, наоборот, много убыли — гречиха не уродится
- На какой хлеб пчела пошла, тот на зерно будет хорош
- Если пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся, если нет — вишен не будет

(Хорошим фенологическим индикатором выставки пчел в средней полосе России можно считать начало пыления сережек ольхи серой и орешника - лещины).

2 июля (19 июня) - Зосима, день пасечника

С того дня, когда пчелы начинают активно заносить мед и заливать соты, наступает главный взяток

Говорили:
- «На Зосиму пчелы начинают мед заносить, соты заливать»
- «Зосима пчел растит, меду наливает»

Приметы:
- Когда пчелы сильно летят к своим ульям, то скоро дождь (Если они быстро летят к ульям — скоро быть дождю)
- Перед засухою пчелы становятся злее, чаще жалят
- Пчелы сидят на стенках улья - к сильной жаре

9 июля (26 июня) — Тихвинская икона Божией Матери

(пришла на Русь в 1383 г.)

Говорили, что на Тихвинскую пчела вылетает за медовым сбором.

2 августа (20 июля) — Пророк Илия (Ильин день)

Время обновления стоянки пасеки (при кочевке на разнотравье). Пчеловоды в последний раз меняли место пасеки, чтобы обеспечить наиболее полный запас меда пчелам в зиму, мед летнего медосбора выкачивали.

По такому случаю существовало присловье: «Богат, как ильинский сот».

В этот день пчелы могли роиться, что для данного времени года редкое явление, но «ильинский рой и не в корысть», потому что поздний и не успевает запастись медом.

14 августа (1 августа) — Медовый Спас, праздник пчеловодов

Заламывали первые медовые соты. Не заломишь соты — соседние пчелы вытаскают весь мед. Полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед, и его разрешалось есть людям. Мед святили в церкви и, по обычаю, раздавали сладкое угощение: «На первый Спас и нищий медку попробует»; «Первый сот — сиротам, вдовам, больным». Пекли пироги с пшенной кашей и медом.

21 сентября (8 сентября) — Рождество Пресвятой Богородицы

Начинали убирать пчел к зиме.

22 сентября Пасиков день

Если настали холода (с этого дня бабье лето уже закончилось), то пасечники убирают пчел с пасек и пчельников, готовя ульи к зимовке.

24 сентября (11 сентября) — Федора

Уносили в омшаник ульи с пчелами.

27 сентября (10 октября) - день памяти Преподобного Савватия

В этот день обычно завершалась уборка пчел в омшаник на зимовку.

1 октября (18 сентября) — Арина

Продолжали убирать ульи.

2 октября (19 сентября) - день Зосимы и Савватия, заступников пчел

Ставили ульи в омшаник:
- «Улья в погреб ставь, праздник меда правь»
- К осеннему Савватию даже в теплую осень убирали ульи на зиму в погреба или омшаники.

Пчеловоды в этот день молились святому о сбережении своего хозяйства. О том же просили молиться Савватию малых детей: считалось, что ребенок до 12 лет безгрешен, а потому его молитва о помощи пчелам - Божьим труженицам - имеет большую силу.

Со 2 по 10 октября отмечалась «пчелиная девятина», или «лакомый стол». Пчеловоды собирались вместе, ели мед, пили медовое пиво, выпекали медовое печенье, угощали продуктами пчеловодства родных и знакомых.

Ежедневно по утрам съедали по чайной ложке меда, запивая теплой водой. Девятина заканчивалась выпечкой печенья на меду.

22 декабря (9 декабря) — Анна зимняя, Темная

Этот день почитали беременные женщины и пчеловоды.

У пчеловодов Анна Зимняя слыла «приметливым сроком». В этот день «медовым старателям» полагалось посещать заутреню, а вернувшись из церкви, обязательно в омшаники спуститься. Обойти ряды ульев, прикоснуться к каждому и, слегка его потолкав, проговорить: «Как вы, мушки благодушные, зачалися детьми от всемилостивейшего Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, на дело, зачинайте вы белые и желтые воски, густые меды Господу Богу и чудотворцам Зосиме и Савватию вдосталь, а мне, рабу Божию, в пожиток»




© 2015- 2017 - 2018 Леток